Чем старше становятся дети, тем больше беспокоятся родители о выборе ими «той самой» профессии.  Сами дети, не имея достаточного жизненного опыта, смотрят на своих родителей. Опрос девятиклассников показал, что порядка 85% ребят одним из источников информации о своей будущей профессии или специальности называют родителей, родственников, взрослых знакомых.

Как же помочь подростку сделать правильный выбор? Не навязать, не отойти в сторону, а именно помочь?

В этом Вестнике мы подобрали для Вас алгоритм совместных действий, направленных на выбор профессии.

Ступени принятия решения[1]

Ступень 1. Составьте список профессиональных предпочтений.

Выбор профессии – путь не в один час или день. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований. Такой подход дает возможность школьнику самостоятельно поразмышлять над личной системой ценностей, над тем, что для него важно в будущей работе, каким он видит свое будущее.

Ступень 2. Расширяйте знания о профессиональном мире.

Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны и часто нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником! ». Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

Для того, чтобы сформировать целостное представление о той или иной профессии ил специальности, можно завести следующую таблицу:

Профессия Уровень заработной платы Места работы Характер и условия труда Профессиональные качества Минусы профессии Где учат?
Инженер
Педагог

* в заполнении таблицы вам может помочь сайт http://www.profguide.ru/professions/

Ступень 3. Больше информации!

Активно (и вместе с ребенком! ) собирайте информацию о рынке труда, о перспективных специальностях, профессиях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты (например, http://hh.ru http://job.ru – сайты вакансий, на которых можно найти требования к кандидатам на ту или иную должность, средний уровень зарплат). Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался.

Ступень 4. От слов — к делу.

Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Большое значение для них имеет непосредственный опыт деятельности, а также общение со специалистами той профессии, к которой ребенок склоняется. Нужно дать ребенку реальную возможность участвовать в различных видах деятельности, мотивируя на успех. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомыха. Если ваш ребенок «придумал» себе профессию и среди ваших знакомых имеются представители именно этой профессии, стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

Самые «продвинутые» родители договариваются с классным руководителем о серии встреч(классных часов), на которых каждый из них рассказывает о своей специальности и о профессиональном пути.

Ступень 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование.

Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д. Тестирование поможет «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.

Ступень 6. В институт — на экскурсию.

Неплохо сводить ребенка на день открытых дверей в учебное заведение, и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет учиться. Цель такой экскурсии — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

Ступень 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать инженером?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии

  1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т. п. ).
  2. Пренебрежение к профессиям, которые являются «непрестижными», хотя и значимыми в жизни.
  3. Отсутствие знаний о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях.
  4. Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
  5. Перенос отношения к конкретному человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию.
  6. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
  7. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
  8. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.
  9. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
  10. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
  11. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

[1]Материал взят с сайта:  https://trud.admtyumen.ru/zan_to/Professional_training/prof_navigator/more.htm?id=10988440