Информацию, с которой ежедневно сталкивается человек, можно поделить на три типа:

  1. Зрительная: то, что я вижу или представляю зрительно
  2. Слуховая: то, что я слышу или представляю, как звук или слова
  3. Кинестетическая (ощущения тела, запахи, вкусы): то, что я сейчас чувствую или ощущаю

Чем больше каналов восприятия задействовано при получении информации, тем больший процент этой информации усвоится и запомнится. В зависимости от того, какой канал восприятия преобладает, люди делятся (достаточно условно, разумеется) на аудиаловвизуалов и кинестетиков. Умелое использование преобладающего сенсорного канала позволяет ученику лучше усваивать материал и готовиться к испытаниям (урокам, контрольным, экзаменам), а взрослому с большим коэффициентом полезной деятельности передавать ученикам учебную информацию.

Почему важно знать, каким образом человек воспринимает информацию?

1) Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.) и каждому нужно выбирать свой способ усвоения информации и организации пространства.

2) На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.

3) Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Для педагогов представляют интерес поведенческие признаки, на основе которых можно сделать примерный вывод о том, какой канал (аудиальный, визуальный или кинестетический) развит у учащегося лучше. При этом обязательно следует помнить, что в «чистом» виде любой тип встречается редко.

Визуал Аудиал Кинестетик
Особенности восприятия учащимися информации
В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника.Любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате.
Красивый, аккуратный почерк.
Мало отвлекается на шум.
Возможны трудности при восприятии аудиальной информации.
Организован, наблюдателен, как правило — спокоен.
Имеет живую, образную фантазию.
 
При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова.
Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует.
Сильно отвлекается на шум.
Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо.
В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.
Чувствителен к интонации.
 
При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться.
Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция Часто вертит в руках какой-либо предмет.
На столе, парте, в комнате возможен беспорядок. Возможен неряшливый почерк.
Возможны проявления различных эмоциональных реакций.
Чувствителен к эмоциональным методам обучения.
Хорошо помнит общее впечатление о событии.
Словарь общения
в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). а в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Особенности внимания
шум практически не мешает. легко отвлекается на звуки; трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;
Особенности запоминания
помнит то, что видел, запоминает картинами. Помнит то, что обсуждал; запоминает слушая. помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Работа на уроке (переписывание с доски домашнего задания)
пишет с доски то, что задано. Предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Поведение на переменах
чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах использует перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке». перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Предъявление требований в учебной деятельности
от визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала — немедленного повторения услышанного им материала; — от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
Работа на уроке
Визуалу рекомендуется разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; Аудиалу рекомендуется не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием; Кинестетика рекомендуется не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома — сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Как общаться с ребенком на «его языке»
с визуалом использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.; с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия; с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Как делать замечания на уроке
визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; аудиалу — сказать шепотом «ш-ш-ш»; положить руку на плечо, похлопать по нему.