Мотивация (или стремление к чему-то) напрямую связана сразу с несколькими вещами:

— с удовольствием (мгновенным или отсроченным);
— с пониманием, зачем нужно то или иное действие;
— с получением результата;
— с вдохновением.

Если человеку чего-то хочется, он прикладывает все усилия, чтобы это получить.

Это ясно видно на примере физиологии человека: когда человек голоден, то он совершает определенные действия, чтобы голод утолить. Ему однозначно понятно, зачем это нужно и в конце он получает результат — сытость.

Однако, говоря про интеллектуальный уровень, то все оказывается не так просто.

Детский психолог Карл Бюлер говорил, о законе перемещения удовольствия. Суть закона проста: умение получать удовольствие развивается вместе с человеком.

Первая стадия: инстинкт — удовлетворение приходит сразу за получением необходимого (покормили, переодели и тп)

Вторая стадия: дрессура. На этой стадии формируются навыки и приспособление к

различным жизненным обстоятельствам. Дрессура опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи. Например, мы прибегаем к такому методы в воспитании: «Сначала сделай уроки, потом пойдешь гулять». То есть, удовольствие немного отодвигается: нужно немного подождать, чтобы удовольствие получить.

Третья стадия: интеллект – высшая стадия развития; приспособление к ситуации путём изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Именно эта стадия развития позволяет нам с вами предвкушать удовольствие от чтения книг, творческого решения задач или от грядущего вечера в тишине, под пледом и с чашкой вкусного кофе.

Казалось бы, при чем тут желание учиться? Все очень просто.

Если мы в воспитании остаемся на уровне «дрессуры» («Сначала уроки, потом — компьютер»), то домашние задания ребенку кажутся неизбежным злом, от которого он пытается уйти при любой возможности. Здесь сложно говорить о любви к учебе, ведь она происходит «из-под палки». В поддержании мотивации не последнюю роль играет смысл деятельности. Современные подростки видят, что не всегда хорошие оценки напрямую связаны с хорошей работой или высокой зарплатой (что в их возрасте воспринимается как показатель успеха в обществе).  В связи с чем начинают протестовать против школьного обучения.

Именно поэтому важно учить детей получать удовольствие от интеллектуальной деятельности и от достигнутых результатов (переходить на стадию «интеллект»). В этом может помочь обучение подростка постановке собственных целей (образовательных или жизненных) и способам их достижения.

Если вы соберетесь на «серьезный разговор о постановке целей и мотивации» помните, что, возможно, ваш ребенок не ответит с первого раза, чего он хочет и каким он хотел бы стать. Не стоит на него давить, ведь ответы на такие вопросы дело непростое даже для взрослых. Тем не менее, стоит начать с малого. Постепенно, когда появится радость от достигнутых результатов, целеполагание станет хорошей привычкой.

Скачать: Упражнение

Скачать: А.В.Антонова. Целеполагание или как достигать желаемого