На особенности восприятия и переработки информации человека влияют не только полушария мозга, но и каналы восприятия.

Почему важно знать, каким образом ребенок воспринимает информацию?

  • От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. А также, способ понимания, запоминания и воспроизведения информации.
  • Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
  • Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

Деление людей на основе ведущего канала восприятия было предложено психологом Эдвардом де Боно[1]. Согласно этому подходу людей можно разделить на четыре категории.

Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Изображение взято с портала http://razvitie-intellecta.ru/vizual-audial-kinestet-i-digital-kak/

Изображение взято с портала http://razvitie-intellecta.ru/vizual-audial-kinestet-i-digital-kak/

Для визуального типа характерно:
1. Основная модальность — визуальная.
2. Визуальные ключи доступа.
3. В общении соблюдает дистанцию, часто смотрит на собеседника.
4. Любит порядок на столе, парте, соблюдает порядок в комнате.
5. Красивый, аккуратный почерк.
6. Мало отвлекается на шум. . Как правило, негромкий звук телевизора или радио не только не отвлекает от работы, но может способствовать ей.
7. Возможны трудности при восприятии аудиальной информации.

Для аудиального типа характерно:
1. Основная модальность — аудиальная.
2. Аудиальные ключи доступа.
3. При чтении и письме шевелит губами, проговаривая слова.
4. Может хорошо имитировать речь других людей, звуки природы. Хорошо декламирует.
5. Сильно отвлекается на шум. Чувствителен к интонации и скорости речи.

Для кинестетического типа характерно:
1. Основная модальность — кинестетическая.
2. Кинестетические ключи доступа.
3. При общении стоит близко к другому человеку, может часто до него дотрагиваться.
4. Характерна живая мимика, выраженная жестикуляция.
5. На столе, парте, в комнате возможен беспорядок.
6. Возможен неряшливый почерк.
7. Часто вертит в руках какой-либо предмет.
8. Возможны проявления различных эмоциональных реакций.
9. Чувствителен к эмоциональным методам обучения.

Большинство детей, успешно обучающихся в школе, имеют достаточно хорошо развитые все три модальности. Трудности в обучении чаще всего возникают у «крайних» визуалов и кинестетиков, то есть у детей с недостаточно развитыми остальными модальностями.
Как можно использовать эти знания при подготовке домашних заданий?

 

Визуалам характерно запоминать образ того, что они учат, например, страницу параграфа или книги. Если им задать вопрос по тексту, они, скорее всего, опишут место, где находится нужная информация (например, «это написано внизу страницы справа»), но не конкретный текст. При работе с учебным материалом им рекомендуется:

1) иметь под рукой листок, на котором они в процессе осмысления и запоминания материала могли бы чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

2) выделять цветными фломастерами основные пункты содержания (главную мысль, определения и т.д.),

3) составлять маленькие схемы-шпаргалки для того, чтобы лучше усвоить новую информацию.

4) для заучивания иностранных слов рекомендуется выписывать их на стикерах и размещать на видных местах (на столе, зеркале, шкафу и т.д.), или же  использовать карточки (flash cards), на которых с одной стороны будет текст и небольшое символическое изображение слова, а на другой — перевод.

Аудиалам свойственно запоминать то, что они обсуждали, они запоминают слушая. Домашнее задание такие дети записывают со слуха, переспрашивая его у учителя или соседа по парте. При работе с учебным материалом им рекомендуется:

  1. не делать замечания, когда в процессе за поминания ребенок издает звуки, шевелит губами — так ему легче справиться с заданием;
  2. использовать способ «teach to learn» («научи другого чтобы запомнить»): ребенок может представить себя в роли учителя и несколько раз пересказать материал или готовить домашнее задание вместе с одноклассником-аудиалом, пересказывая ему параграф.
  3. для заучивания иностранных слов использовать словари с возможностью прослушать выбранное слово. Новые слова обязательно нужно повторять вслух несколько раз. Это также касается и чтения текстов на иностранном языке;

 

Кинестетикам свойственно запоминать через движения. Лучше они запомнят то, что «можно пощупать». Им трудно концентрировать свое внимание, и легко отвлекаются на что угодно. Эти дети любят качаться на стуле, грызть ручку или щелкать ею. Кинестетика рекомендуется не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (дома — сходить в другую комнату, сделать небольшую гимнастику и т.д.). При работе с учебным материалом им рекомендуется:

  1. При чтении держать книгу в руках, а не на столе. Часть письменных заданий можно также выполнять стоя, положив тетрадку на возвышение (книжная полка, высокий подоконник и т.д.)
  2. Делать перерывы: 25-30 минут работы, 1-5 мин. перерыв.
  3. Для запоминания слов, дат, имен, формул и т.п. ребенку рекомендуется закрыть глаза и написать рукой в воздухе (или на какой-то поверхности) эту информацию. Важно, чтобы ребенок мысленно постарался увидеть и услышать то, что сам записал.
  4. Для того, чтобы вспомнить информацию, ребенку рекомендуется закрыть глаза и мысленно увидеть или услышать то, что вы учили.
  5. Выписывать своими словами главные идеи заучиваемого материала.

[1] Э.де Боно. Латеральное мышление. М.:Поппури,2012.

[2] Изображение взято с портала http://razvitie-intellecta.ru/vizual-audial-kinestet-i-digital-kak/


Эдвард де Боно
Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач

Язык: русский
Издательство: Альпина Паблишер
Город издания: Москва
Год издания: 2015
ISBN: 978-5-9614-3877-2
Скачать книгу в формате (фрагмент): fb2
Внимание! Вы скачиваете отрывок, разрешенный законодательством (не более 20% текста).
После ознакомления Вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию произведения.

Читать фрагмент книги Э.де Боно «Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения задач»
или
купить полную версию книги