Индивидом рождаются,
личностью становятся,
индивидуальность отстаивают.

А.Г.Асмолов

Индивидуум (от лат – неделимое) – единство, в котором все основные части живого организма связаны между собой, зависят друг от друга.

Личность – продукт развития индивидуума в обществе. Формируется в процессе деятельности.

Если личность представить в виде дерева, то получится следующее:

Почва – это прародительский генофонд (генетическое наследство)

Корни – генетические свойства матери и отца (гены и темперамент)

Ствол – психические свойства + окружение (характер, эмоции, интеллект, коммуникативный стиль)

Крона – сфера интересов, социальная активность, морально-нравственные устои личности, потребности, мотивы, намерения, цели и ценности.

 

Мотивационно-потребностная сфера личности

Потребности – состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития (голод, жажда, потребность в самоуважении)

Мотив – присущ только человеку. Мотив определенным образом направляет поведение.

Формирование личности:

  • Через освоение социальных норм (дошкольный возраст). См.:Зефирный тест.
  • Через развитие самосознания, самоорганизации и самовоспитания (подростковый возраст). См.:Тест в тире
  • Через принятие и освоение социальных ролей (ученик, сын/дочь, пассажир, староста класса, покупатель и т.д.)
  • Через развитие системы ценностей

Обсудим?

  • Каких людей, на ваш взгляд, можно назвать личностью с большой буквы в наши дни?
  • Цель жизни – нужно ли задумываться над тем, «для чего живет человек»?
  • Отличаются ли ценности ваших родителей от ваших ценностей?

Материалы к уроку: