Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в любой сфере жизни.

Исследование творческих способностей началось в Америке в 60-х годах. Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от англ. creativity — дословно, творческость) связано с именем Дж.Гилфорда.

Он обратил внимание на существование двух принципиально разных способов мышления.

Конвергентное мышление (сходящееся) направлено на нахождение одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено.

Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности:

1) оригинальность – способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;

2) гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;

3) продуктивность — способность к генерированию большого количества идей;

4) способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

 

Мини-тесты для исследования собственной способности к нестандартному мышлению, преодолению шаблонности мышления (ответы можно писать в комментарии)

Задача 1. 

Имеется 9 точек, расположенных так, как показано на рисунке. Нужно соединить эти 9 точек 4-мя прямыми линиями, не отрывая карандаша (ручки) от поверхности листа на котором эти 9 точек нарисованы. (То есть: линии должны проходить через все 9 точек; следующая линия начинается в точке, где закончилась предыдущая; линии строго прямые).

 

9_tochek_4_linii

 

Задача 2.

На одной стороне реки находятся три человека и три льва. Все они должны оказаться на другом берегу. Есть лишь одна лодка, в которой могут поместиться лишь два живых существа. Вы не можете оставлять на том или другом берегу больше львов, чем людей, так как в этом случае животные съедят людей, оставшихся в меньшинстве. Как переправить всех через реку?

Материалы к уроку: