Артем Гебелев и Александрина Светлова опросили администрацию, педагогов, родителей и молодых специалистов про их первые трудности — «предпрофессиональные ситуации».

На этапе включения молодого специалиста в образовательный процесс, главной задачей становится выстраивание коммуникации со всеми участниками образовательного процесса. Эффективная работа психолога в школе предполагает достижение определенного качества коммуникации. Это качество определяется такими характеристиками как:

  • Достижение паритетных отношений сотрудничества
  • Проясненность запроса к психологу и его зон ответственности
  • Осознанным обоими участниками коммуникации распределением ответственности
  • Взаимным доверием и открытостью
  • Обозначенностью границ отношений

Этап установления отношений предшествует любой эффективной деятельности психолога в школе, и до тех пор, пока он не будет преодолен результативная работа затруднена. И если на этапе сотрудничества основным средством деятельности психолога является компетенции, полученные в процессе высшего образования, то на этапе установления отношений молодые специалисты часто испытывают трудности, связанные с дефицитом навыков.

Для выявления основных коммуникативных трудностей нами была проведена серия интервью с основными участниками образовательного процесса. На основании анализа интервью были выделены по семь ситуаций в коммуникации с педагогами, родителями, администрацией школы, в которых коммуникативные трудности становятся наиболее явными и становятся помехой профессиональной деятельности.

Рассмотрение этих ситуаций позволяет предположить основные коммуникативные дефициты молодых специалистов-психологов. Преодоление коммуникативных трудностей является первоочередной задачей развития молодого специалиста психолога.

Пред-профессиональные ситуации молодого психолога с точки зрения родителей:

  1. Психолог говорит, что ему нужно разрешение на работу с моим ребенком, но при этом не говорит, что это за методики, как они будут проводиться, не озвучивает целей работы – все это вызывает недоверие и раздражение.
  2. Непонятно что из того, что узнает психолог о моем ребенке, он сообщит педагогу, и как это отразиться на отношении педагога к моему ребенку.
  3. Слова психолога зачастую непонятны, он как будто разговаривает цитатами из психологического учебника. А попытка уточнить приводит к появлению все новых и новых терминов.
  4. Придя к психологу на консультацию, складывается ощущение, что он моего ребенка знает лучше, чем я. И это раздражает. Психолог пытается научить меня как воспитывать ребенка, хотя я его родила и живу с ним N лет, а он видел его один раз.
  5. Психолог – девочка 22 лет, у нее нет своих детей и жизненного опыта. Что она вообще в этом понимает.
  6. Если психолог не вызывает у меня доверия, я буду задавать ему различные вопросы, ответы на которые знаю, чтобы проверить его компетентность.
  7. Раз уж их там в ВУЗе чему-то учили, не дураки же наверное, пускай расскажут мне что делать с ребенком по-науке, как правильно.

 

Пред-профессиональные ситуации молодого психолога с точки зрения учителей:

  1. Молодой специалист не проявляет инициативы, никогда не подойдет и не спросит как дела. За работу берется только если его неоднократно и настоятельно попросить.
  2. Молодой специалист смотрит на педагогов свысока, высокомерно. Позволяет себе в интонациях осуждать или негативно относиться. Посмотрим на него, когда он окажется перед классом в 30 человек.
  3. Молодой психолог не может найти поход к детям, не может расположить к себе, заинтересовать. Для меня критерий профессионализма человека, работающего в школе – умение работать с детьми в первую очередь.
  4. Молодые очень самоуверенные. Даже когда не справляются – никогда не подойдут за советом, не перенимают опыт. Хотя опыта то у меня предостаточно, в отличие от них.
  5. Молодые специалисты очень напряжены, боятся говорить простым языком, отойти от выученных шаблонов. Не умеют донести мысль ясно и простыми словами, теряются, когда надо выступать перед пед коллективом или родителями.
  6. Я не знаю, насколько можно быть откровенным с молодым психологом, насколько можно доверять, что то, о чем мы разговариваем не выйдет за стены кабинета. Хотя иногда бывает важно поговорить и о личных проблемах.
  7. Очень важно, чтобы несмотря ни на что, молодой специалист не робел перед авторитетом педагогов, не боялся высказывать свое мнение, озвучиваться свою позицию, даже если она отличается от позиции педагога.

 

Пред-профессиональные ситуации молодого психолога с точки зрения администрации:

  1. Когда молодой специалист приходит ко мне он сам не может четко рассказать, что конкретно он может, а что нет. Это вынуждает меня самостоятельно выспрашивать и уточнять, что занимает много времени, а так же ставит под сомнение его возможности.
  2. У молодых все очень просто они берут и делают, зачастую сами не понимают зачем и не имеют представления о той ответственности, которая на них ложится.
  3. Мне, как руководителю, важна эффективность работы, молодые не умеют грамотно планировать свое время, работать с документами, вести журнал, поэтому я предпочитаю брать на работу специалиста с опытом.
  4. Зачастую они хватаются за все сразу, т.к. не могут сами расставить приоритетов деятельности, в итоге я не получаю нужную мне информацию или результат вовремя.
  5. Молодые специалисты очень творческие и мне это нравится, но они совершенно не знают нормативных документов, такое ощущение, что они пренебрегают ими, для меня же знание специалистом нормативных документов приоритетно.
  6. У меня совершенно нет времени и желания всюду водить за ручку психолога и всем его представлять, молодой специалист должен сам проявлять активность и инициативу.
  7. У меня не вызывает доверия молодой специалист, т.к. в разговоре с ним чувствуется неуверенность в собственных возможностях и знаниях.

Пред-профессиональные ситуации молодого психолога с точки зрения самих молодых специалистов:

  1. Педагоги и администрация заведомо относятся ко мне пренебрежительно, как будто не замечают. Не ставят задач, не обозначают поля деятельности, не говорят, за что я отвечаю. Часто даже кабинета не дадут. А в худшем случае посылают бумажки развозить.
  2. Педагоги и родители видят во мне подросшего ребенка, а не коллегу или профессионала.
  3. Первая задача в школе – завоевать авторитет и уважение, а это очень трудно.
  4. Родители смотрят на тебя либо сверху вниз, с пренебрежением и не прислушиваются к твоему мнению, либо наоборот – относятся как к доктору – боятся оценки и ждут «правильных» советов.
  5. Я теряюсь когда надо ясно и понятно, простыми словами изложить суть того, что я делаю, учителям и родителям.
  6. Мы с педагогами мыслим по разному, у нас разные ценности, цели работы, установки. Иногда бывает очень трудно понять или принять то, что они просят. Им надо научить любой ценой, а для меня важна личность и переживания ребенка.
  7. Часто педагоги или родители пытаются перевалить на меня ответственность – «вот ребенок, сделайте с ним что-нибудь».

 

Модель коммуникативных дефицитов молодого-специалиста психолога:

  1. Умение выделять установки и ожидания по отношению к психологу у партнеров по коммуникации. Знание основных типов установок и ожиданий.
  2. Умение прояснять установки и ожидания в коммуникации, делать их явными для обоих партнеров, корректировать их.
  3. Умение определять понятийное поле партнера по коммуникации и взаимодействовать с ним в этом поле.
  4. Умение представлять свои возможности и ограничения (зоны компетентности) в понятийном поле партнера
  5. Умение прояснять профессиональный запрос (транслируемый и реальный) партнера по коммуникации и согласовывать его исходя из своих возможностей.
  6. Умение прояснять и согласовывать зоны ответственности в работе
  7. Умение обозначать и согласовывать сроки выполнения работы и ее потенциальный результат.